Бывают ли идеальные системы образования?
Первого сентября интернет был заполнен стонами по поводу ужасной российской (и, соответственно, советской) системы образования, которая убивает личность и разрушает жизнь детей.
При этом стонущие и жалующиеся — вполне состоявшиеся и очень интересные люди, выросшие в этой же системе. У них просто появились откуда-то иллюзии, что можно создать идеальную систему, где каждого ребенка будут облизывать, подстилать соломки и вздрагивать при
каждом чихе. А также предоставят возможность делать то, что заблагорассудится, и априори предполагается, что эта свобода будет использована исключительно на благо. При этом ссылались на американские, новозеландские, германские и еще какие-то школы, где якобы такие системы существуют.
Как человек, живущий в Америке и муж которого имеет 3 детей, 7 внуков и парочку правнуков разных возрастов, свидетельствую: не существует. Американская система образования, так же, как и Российская, переживает кризис. Впрочем, как все государственные системы развитых стран мира. Но не будем о большой политике, будем о системе образования.
Так вот, здесь тоже сильно разные школы и сильно разные проблемы. Другое дело, что родители (и если дети повзрослее) сами выбирают, что с этим делать. Можно учиться по месту жительства в бедной школе, можно выбрать частную дорогую, можно выбрать дополнительные виды образования, а можно и вообще альтернативные. Кстати, мама двоих внуков, сама педагог, только что перевела детей-подростков на домашнее обучение, потому что они сильно обогнали одноклассников и в развитии, и в интересах, и в достижениях. А другие воспользовались преимуществами того, что дает государственная система, и один из внуков, например, летом ездил по грантовой программе на Фиджи.
Прям совсем как у нас в России, верно? Тот же самый выбор. Определенно, если моего ребенка эта конкретная школа гнобит и лишает будущего, я сделаю все, чтобы этого не происходило: буду учить справляться с ситуациями (в жизни очень пригодится), включу дополнительные образовательные ресурсы, переведу в другую школу или вообще в альтернативную систему. Это МОЙ ребенок, и никто не в силах помешать мне дать мощную поддержку в обучении жизни.
Тут, кстати, вспомнилась моя клиентка из Казахстана, учительница английского, которая нашла способ бесплатно возить своих учеников по всему миру. И с десяток других, которые ушли из школы в частное репетиторство и у которых нет отбоя от учеников, потому что эти ученики поступают в престижные вузы и делают достойную карьеру. Вы бы хотели иметь дело с такими учителями?
И вот представьте себе: все больше и больше протестующих и несогласных забирают детей у невнятных и угрожающих учителей, пустеют плохие школы, а где-то там, вне этой системы, набирает силу то, что реально работает в новых условиях, что приносит результаты и что на самом деле ее изменяет — или разрушает ее и заменяет на то, что соответствует требованиям времени (не люблю этот штамп, но пока другое выражение найти не могу).
Но для того, чтобы это делать, нужно чувствовать себя сильным игроком в поле, и это означает — не жаловаться, а делать что-то действительно ценное для ребенка и желательно вместе с ребенком (ему же потом с этим жить).
Многие участники дискуссий, которые я прочитала, кстати, отлично умеют это делать, но почему-то решили присоединиться к стонам и страданиям беспомощности. Это очень модно и очень удобно — обвинять систему. Дружный хор ноющих — это впечатляет. Это доказывает, что большинство право, в точности как в советские времена. Это ж, кстати, не сталинские времена, в отнюдь не пионерский лагерь не отправят, а за утонченного интеллигента сойдешь. А вам оно правда надо — склеиваться с беспомощно умствующей интеллигенцией в качестве очень слабого игрока?
Почему слабого? Да потому, что если бы стонущие и вдохновенно критикующие в пространство знали, что нужно сделать, и сделали, то наша страна и весь мир (поскольку ситуация везде такая) уже давно жили бы на совсем другом уровне. Как правило, утонченная интеллигенция умеет разваливать, но не умеет строить.
А строить умеют вот те самые, которые не отдают детей на поругание “плохой” школе, а делают все, чтобы они умели жить на высшем потенциале в любой системе и быть при этом сильными игроками, влияющими на изменения в мире.
Сильно подозреваю, что подросшие дети не скажут родителям спасибо за бесполезные жалобы, критику и доказательство того, что они бессильны перед “могущественной”, но такой ужасной системой. Могущественной — поставила в кавычки, потому что могуществом мы наделяем ее сами.